«Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан»

Дата публикации: 2023-06-05

В Жамбылской областной многопрофильной больнице 05 июня 2023 года выступил комплаенс–офицер Комплаенс службы  Мукажанов С.Т по теме: «Концепция антикоррупционной политики
Республики Казахстан
»

 

Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан

 Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта.

      Последовательный и комплексный подход в данном направлении обеспечен через реализацию Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 (далее - Антикоррупционная стратегия).

     

 

 

С принятием Закона "О противодействии коррупции" создана система мер противодействия коррупции с разумным балансом превентивных и уголовно-правовых инструментов.

      В борьбу с коррупцией активно вовлекается гражданское общество через антикоррупционное просвещение и создание атмосферы "нулевой" терпимости к любым ее проявлениям.

      Создан независимый уполномоченный орган по противодействию коррупции - Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), подчиненное и подотчетное Президенту Республики Казахстан.

      Будучи главным проводником антикоррупционной политики государства, Агентство в своей деятельности сочетает элементы эффективной превенции, масштабного просвещения, конструктивного партнерства с обществом и уголовно-правовых мер.

      Внедрение в рамках проектного управления типового базового направления по противодействию коррупции для каждого государственного органа усилило координирующий потенциал антикоррупционной службы.

      Превентивные меры на государственной службе

      Новым Законом "О государственной службе Республики Казахстан" обеспечен переход к "карьерной" модели государственной службы, внедрены принципы меритократии через механизмы открытого конкурсного отбора, продвижения на основе компетентности. Сокращены условия для командных перемещений, фундаментально пересмотрена система оценки эффективности государственных служащих, проведено апробирование новой системы оплаты труда в зависимости от результатов работы.

      Действует Этический кодекс государственных служащих, в местных и центральных государственных органах создан институт уполномоченных по этике. Функционируют советы по этике.

      Введено новое антикоррупционное ограничение для государственных служащих, депутатов Парламента и судей на владение счетами в зарубежных банках.

      Предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, а также уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним, и членам их семей.

      Усилены нормы о недопустимости совместной службы (работы) указанных лиц с близкими родственниками, супругами и свойственниками. Кандидаты на государственную должность обязаны уведомлять о работающих родственниках в государственной организации.

      Усовершенствованы меры финансового контроля. В 2021 году государственные служащие, лица, приравненные к ним, а также их супруги в рамках всеобщего декларирования предоставили "входные" декларации, зафиксировав все свои активы. С 2022 года будет осуществляться сопоставление доходов и расходов.

      Оценка деятельности акимов дополнена целевым индикатором "уровень коррупции" и утверждена методика регионального измерения индекса коррупции.

      Минимизация предпосылок коррупции в судах и правоохранительных органах

      Улучшена система отбора и оценки судей. В областных и приравненных к ним судах функционируют комиссии по судейской этике, создан отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде.

      Введена фигура "судьи-примирителя", что втрое снизило нагрузку на суды: почти половина дел завершаются примирением, стороны сами разбираются в споре, минимизируя коррупционные риски.

      Судебные процессы переведены в онлайн-режим. Устранена возможность манипуляций в алгоритме автоматизированного распределения дел.

      В целях безусловного применения принципа верховенства закона для оперативного разрешения гражданских и коммерческих споров международного бизнеса создан независимый Суд Международного финансового центра "Астана", работающий в рамках особого правового режима.

      Внедряется трехзвенная модель уголовного процесса, нацеленная на усиление гарантий соблюдения конституционных прав граждан, неотвратимость наказания и предупреждение коррупции.

      Вводится сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также во всех оперативно-следственных подразделениях правоохранительных органов.

      В повседневной практике применяются электронные системы досудебных расследований, административных производств, учета субъектов и объектов проверок, а также информационный сервис "Qamqor".

      Ярким примером использования цифровизации для снижения коррупционных рисков в деятельности правоохранительных органов является масштабирование практики видеоконтроля дорожного движения "Сергек", исключающего прямой контакт правонарушителей с должностными лицами.

      Внедрение в правоохранительную систему стандартов рекрутинга, применяемых на государственной службе, позволяет обеспечить прозрачность отбора и, соответственно, качество и "чистоту" кадров.

      Наряду с усилением уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за коррупцию приняты меры по повышению их заработной платы, а также предусмотрены компенсации затрат на аренду и приобретение жилья отдельным категориям.

      Расширение общественного контроля, обеспечение открытости государственных органов

      В Казахстане усилен общественный контроль, представленный целым рядом неправительственных организаций.

      Активно работают национальный превентивный механизм, общественные наблюдательные комиссии. Создан Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.

      В рамках концепции "слышащего государства" сформирована эффективная институционально-правовая основа для вовлечения гражданского общества в процессы принятия решений.

      Расширен правовой статус общественных советов путем внесения изменений в Закон "Об общественных советах".

      Важную роль в процессе внедрения общественного контроля играют политические партии. Партией "Nur Otan" принята Программа противодействия коррупции до 2025 года, а также ряд антикоррупционных инициатив реализуется в рамках Предвыборной программы "Путь перемен: достойную жизнь каждому!".

      Специальной мониторинговой группой, состоящей из представителей общественности, обеспечена оценка реализации Антикоррупционной стратегии.

      Законом "О доступе к информации" заложены основы для формирования подотчетного и транспарентного перед обществом государства.

      На электронной платформе "Открытое правительство" создано пять порталов открытых данных: "Открытые бюджеты", "Открытые НПА", "Открытые данные", "Оценка эффективности государственных органов", "Открытый диалог".

      Эти ресурсы позволяют гражданам участвовать в обсуждении бюджетных программ, проектов нормативных правовых актов, получать статистическую информацию и обращаться к руководителям государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с проблемными вопросами.

      Осуществлен перезапуск работы с обращениями граждан путем внедрения специального сервиса "е-Обращение", позволяющего удобно и быстро подавать жалобы, отслеживая их рассмотрение в онлайн-режиме.

      С принятием Административного процедурно-процессуального кодекса внедрены эффективные механизмы защиты прав физических и юридических лиц при рассмотрении публично-правовых споров, а также усилены гарантии участия граждан в процессе принятия решений органами власти.

      С привлечением 150 независимых экспертов из числа общественности проведена антикоррупционная экспертиза 11,2 тысяч проектов нормативных правовых актов, что позволило выявить более 30 тысяч коррупционных рисков.

      Развивается эффективная модель местного самоуправления, основанная на участии граждан в решении важных вопросов регионального значения.

      Внедрен "бюджет народного участия", позволяющий жителям столицы, городов республиканского и областного значения инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий.

      Через формирование четвертого уровня бюджета сельское население имеет возможность самостоятельно определять, на что будут потрачены бюджетные средства.

      Введена выборность акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел.

      По всей стране масштабирован проект "Адалдық алаңы", который позволил выстроить каналы взаимодействия государственных органов с гражданским обществом в вопросах предупреждения коррупции.

      Антикоррупционное образование, продвижение идеологии добропорядочности и "нулевой терпимости" к коррупции

      В национальное антикоррупционное движение вовлечены все заинтересованные группы: учащиеся, студенты, преподаватели, государственные служащие, предприниматели, инвесторы, независимые эксперты, волонтеры и другие.

      По всем специальностям бакалавриата образовательные программы дополнены элективным предметом "Основы антикоррупционной культуры".

      Ряд казахстанских вузов с высокими антикоррупционными стандартами объединился в Лигу академической честности.

      Введена дифференцированная система поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции и иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции. Теперь вознаграждения выплачиваются в зависимости от размера взятки или причиненного ущерба, а не фиксированно, как это было ранее. Максимальная выплата может составлять четыре тысячи месячных расчетных показателей.

      Приняты комплексные меры по повышению антикоррупционной культуры в обществе. По данным исследования Общественного фонда "Транспаренси Казахстан" "Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год", 60% казахстанцев выразили готовность оказания содействия в борьбе с коррупцией.

      Автоматизация бизнес-процессов

      Применение новых технологий позволяет оказывать услуги гражданам в электронном и мобильном форматах, отражая приоритетную задачу клиентоориентированности государственных органов.

      По итогам 2020 года Казахстан занял 29-е место среди 193 стран-членов ООН в рейтинге по уровню развития "электронного правительства" (в 2018 г. - 39), среди стран СНГ - 1-е место, среди стран Азии - 6-е место.

      Улучшение позиции Казахстана стало результатом комплексной и последовательной работы в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан".

      Трансформационные процессы способствовали минимизации коррупционных рисков во многих социально чувствительных сферах.

      Передача функций центральных и местных исполнительных органов в конкурентную среду позволила сократить административные барьеры и другие предпосылки коррупции.

      Стандарты, регламенты и правила государственных услуг сведены в единый документ. В центрах обслуживания населения и предпринимателей оказываются государственные услуги по принципу "одного окна", развиваются проактивные услуги.

      Доля электронных государственных услуг в 2020 году составила 90%, уровень удовлетворенности услугополучателей их качеством и доступностью - 75,1% (2018 г. - 72,4%, 2019 г. - 74,8%).

      Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах

      Законодательно закреплено создание антикоррупционных комплаенс-служб.

      Принят Закон "О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора", который унифицировал закупки АО "ФНБ "Самрук-Казына", иных национальных холдингов, национальных компаний, их дочерних организаций.

      Введены электронный механизм закупок с камеральным контролем, реестр недобросовестных участников, повышены требования для внеконкурсных процедур.

      С 2021 года в квазигосударственном секторе в целях усиления подотчетности создаются общественные советы.

      Расширен круг потенциальных субъектов коррупционных правонарушений в квазигосударственном секторе. К таковым отнесены лица, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок либо ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда.

      Бизнес-сообществом принята Хартия предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, которая призывает отечественный бизнес к внедрению дополнительных механизмов противодействия коррупции, основанных на передовом международном опыте.

      Усиление ответственности за коррупцию и обеспечение неотвратимости наказания

      Действует пожизненный запрет на трудоустройство на государственную службу и в субъекты квазигосударственного сектора для лиц, совершивших коррупционные преступления.

      Ужесточены санкции за коррупционные преступления для сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве.

      Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления исключена возможность применения условно-досрочного освобождения. Установлен запрет на отбытие наказания за взяточничество сразу в учреждении минимальной безопасности.